Награды Афганистана

НАГРАДЫ АФГАНИСТАНА

Доблесть, мужество и отвага – это те непреходящие человеческие качества, которые испокон веков ценились у любого народа. Эти понятия во все времена соотносились с вершинными проявления гражданственности и патриотизма, любви к своему Отечеству и верности его идеалам.
Существование любого государства немыслимо без наличия непременных знаковых атрибутов — государственных символов, олицетворяющих систему государственных, социальных и духовных ценностей, отражающих особенности исторического развития и функционирования данного общества, а также сложившиеся в нем обычаи и традиции.

1Особое место, в системе государственных атрибутов, занимают награды – высшая форма морального поощрения граждан, овеществленное свидетельство признания их особых заслуг перед государством и обществом.

Государственные награды, как правило, связаны с каким-либо историческим событием, с политической или религиозной идеей, движением общественной жизни или художественным образом, что является свидетельством не только преемственности поколений, но и обобщенной сутью государственной философии.

В основе института государственных наград лежит традиция отличать носителей выдающихся гражданских качеств особыми, узнаваемыми каждым членом общества, знаками доблести и славы.

Мировой институт государственных наград начал формироваться в средние века и принял сегодняшние очертания по мере демократизации общества, постепенного стирания сословных границ. Если в начале знаки отличия жаловались членам царствовавшего дома и самым близким к нему лицам, то по мере формирования общественных сил, оказывающих влияние на внутриполитическую ситуацию в стране, они стали вручаться за СЛУЖЕНИЕ, за четкое представление о Долге и Ответственности. Собственно, с этого момента и можно говорить о наградных системах как регулярных государственных учреждениях.

2На протяжении веков произошло разделение знаков отличия по значимости и категориям, в результате которого главенствующее место среди них заняли ордена – знаки установленной формы, жалуемые за особые заслуги перед государством. Для орденов были установлены статуты, в соответствии с которыми орденские знаки ряда государств подразделяются на многие (до пяти - восьми и более) степени или ступени, классы, разряды, отражающие не только меру заслуг, но и ранг их носителя в системе орденской организации (простые кавалеры, кавалеры-офицеры, старшие офицеры, командоры и т.п.).

Медаль – второй по значимости вид знака отличия. Прообразом ее служат греческие и римские монеты, навсегда определившие ее форму, как правило, круглую, и барельефное изображение на одной или обеих сторонах надписи-девиза.

Медаль является своеобразной летописью эпохи. Этот серийный, долговечный знак позволяет на века запечатлевать вехи времени, облик видных государственных деятелей, представителей науки и искусства. Если орден предполагал какое-либо личное деяние, в крайнем случае, многолетнюю государственную выслугу, то медаль вручалась за участие в общезначимом событии или в память о нем. Естественно, статус ее был ниже орденского, а круг награждаемых, напротив, намного шире. Со временем в обиход вошел обычай массового награждения всех участников больших походов, крупных военных кампаний специально отчеканенными по этому случаю медалями.

3И ордена и медали, как правило, являются произведением ювелирного искусства, выражающее посредством ряда символов определенную идею.

Хотя знаки отличия Запада и Востока развивались достаточно независимо, но нельзя не отметить влияние, которое они оказывали друг на друга: основные художественные приемы, стилистика, способы ношения наград практически совпадали. Основное различие заключалось в используемой символике. Если восточная знаковая традиция оставалась, верна многолучевой звезде и полумесяцу, то западная не переставая, варьировала тему креста, взяла со временем на «вооружение» и звезду, и восточную роскошь в отделке.

И Звезда, и Полумесяц и Крест воспринимаются сегодня как знаки единства и общей судьбы, как символы Мира, безусловно, принимающие и благословляющие Вселенский порядок.

4Казалось бы, что классические каноны медальерного и орденского искусства достаточно строго предписывают лаконизм и филигранную точность исполнения, но они и не ограничивают художественной фантазии, выбора изобразительных средств и технических приемов. А это и позволяет отнести многие работы этого жанра к выдающимся произведениям искусства, - ведь во все времена к знакам отличия предъявлялись самые высокие эстетические и художественные требования. Иначе и быть не могло, так как награждение всегда считалось одним из главных церемониальных государственных актов.

Афганская наградная система неотъемлима от символики ислама и никогда не была предметом специального изучения. Думается, что она вызовет большой интерес, как в историческом, так и художественном плане, являясь своеобразным отражением сложной и бурной истории Афганистана.

Изучение наградных систем государств Среднего Востока невозможно без представления о художественных процессах и достижениях в области пластических искусств исламского мира, что предполагает анализ сложившегося архитектурного, изобразительного и орнаментального искусств, как неотъемлимой части востоковедения.

5Ислам, являясь третьей по значимости мировой религией, охватил все стороны общественной и личной жизни населения Афганистана, установил нормы права и морали, основанные на Коране – священной книге мусульман и хадисах – свидетельствах о поступках и высказываниях основателя и пророка ислама Мухаммада.

Восточная философия трактует вселенную как соразмерную гармоническую систему, где все взаимосвязано, каждый элемент имеет свое место, форму, и выполняет определенную функцию, т.е. представляет собою «совершенство и красоту». Как отмечал основоположник восточного аристотелизма арабский философ аль-Кинди, гармония имеет место во всем, и очевиднее всего она обнаруживается в звуках, в строении вселенной и в человеческих душах.

6Природа во всех ее проявлениях и основной ее продукт – человек, вот истинный источник прекрасного. Людям свойственна склонность к гармонии, ритму и красоте. Эта концепция гармонии и ритма как выражение красоты получила многогранное воплощение в творчестве зодчих и художников Востока. В архитектуре она проявилась в гармонизации монументальных, геометрически четких форм и пространственных структур. Особенно полно воплотилась эстетика гармонии и ритма в орнаменте, в своих истоках, скорее всего, восходящих к декоративному искусству кочевников.

Художниками Ближнего и Среднего Востока была создана арабеска – система орнамента, состоящая из ритмически повторяющихся в бесконечном переплетении и пересечении геометрических и растительных (в разной мере стилизованных) узоров, иногда включающих зооморфные мотивы, а также надписи.

7При этом в арабеске важную роль играют математические закономерности, подчиненные творческому, эмоциональному началу. Неограниченная в разнообразии композиций арабеска применялась в архитектуре и во всех видах прикладного искусства, украшая как плоские, так и любые изогнутые поверхности.

Гармония и ритм внесли эмоционально-художественное начало в каллиграфию. Формы букв часто служили поэтическими метафорами. Усовершенствованное архаическое арабское письмо приобрело вид монументального почерка куфи, отличающегося прямолинейным и угловатым начертанием букв. А с 8 века разрабатывались курсивные, по преимуществу криволинейные округлые почерки, получившие общее название насх. Художественно исполненные тексты украшают рукописные книги, стены зданий, предметы обихода, органично вплетаясь в тонкое кружево арабески.

8Осуждение некоторыми хадисами изображений живых существ ограничило развитие таких видов искусства, как скульптура и монументальная живопись, хотя и не исключило их полностью из дворцовой архитектуры. Вместе с тем необычайно высокое развитие получило искусство книжной миниатюры, ставшее одним из самых ярких явлений в мировой истории средневекового искусства.

Хотелось бы сказать несколько слов о роли восточной цветовой символики.

Учитывая религиозные запреты и осуждения, которые накладывались на изобразительное искусство, художники востока отводили особую роль цветовой гамме, которая играла важную роль в духовной жизни общества, удовлетворяя эстетические потребности людей. Со временем цвет становится одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.

На Востоке свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с Богом. Так белый цвет выражает чистоту и духовность, и в мусульманской литературе ассоциируется с «лучшим из цветов».

9Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т. д.

Красный цвет считается священным, магическим, имеющим большую «жизненную силу». Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета — рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие.

Наиболее почитаемым и «священным» считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка), символизирующий оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах.

Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики является не столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень храма Кааба — черный. Черный — цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов.

10Цвета на Государственном флаге Исламской Республики Афганистан являются символами единства времени: прошлого, настоящего и будущего. Так черный цвет символизирует тяжесть господства колонизаторов, мрачные годы английского присутствия. Красный - борьбу за независимость и кровь, пролитую за независимость и освобождение. Зеленый - прогресс, расцвет нации и ее надежды.

Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам является одной из особенностей исламской цветовой символики.

11Все вышесказанное нашло свое отражение в большей или меньшей степени в наградной системе Афганистана, которую условно можно разбить на следующие периоды:

Пожалования. Исторически сложившаяся система поощрений в мусульманском мире особо приближенных к эмиру и отличившихся, - земли, деньги, шитая золотом и драгоценными камнями одежда, кони в богатой сбруе, оружие, украшения (кольца, перстни, золотые шейные цепи и т.п.).

            Период шах Шуджа (1839 - 1842). Первые «афганские» награды, учрежденные по европейскому образцу: орден Дурранийской империи и медаль Гузни. Орденом Дурранийской империи награждались в основном английские генералы и офицеры, которые помогли шах Шуджа захватить власть в Афганистане.

12Медаль Гузни была учреждена шах Шуджа, но наградить ей он уже никого не смог. В результате восстания он вместе с английскими войсками был вынужден бежать из страны. Награждение отличившихся при взятии крепости Газни осуществлялось уже в соответствии с указами английского командования.

            Период Абдул-Рахман-хана (1880 - 1901) и эмира Хабибуллы (1901 - 1919). Возникновение наград этого периода связанно с укреплением структуры государственного управления и власти, проводимых афганскими эмирами. Абдул-Рахман-хан начал, а эмир Хабибулла продолжил осуществлять серию реформ, направленных на усовершенствование административной системы и государственного аппарата, создание регулярной армии.

Наметившиеся в стране экономические и социальные реформы позволили упорядочить налогообложение и улучшить систему коммуникаций.

Все это способствовало появлению знаков отличия - орденов и медалей. Так в этот период были учреждены высшие афганские ордена Солнца и Вождя. Имеются изображения ещё одного ордена, названного в английской прессе Звездой Абдул-Рахман-хана  Установить, является ли этот орден отдельным знаком или же ранней формой ордена Солнца выяснить не удалось.

В этот период было учреждено несколько медалей в честь знаменательных событий: обращению народности хазар в ислам, подписанию договоров о границах Афганистана с Россией и Великобританией и.т.д.

13Несмотря на наличие государственных знаков отличия, наградной системы в этот период не существовало: отсутствовали статуты орденов, правила награждения и ношения наград.

            Период шах Аманулла-хан (1919 - 1929). Правление шах Амануллы-хана связано с завоеванием политической независимости Афганистана и проведением ряда реформ, ориентированных на трансформацию всей политико-экономической и социальной структуры страны.

Будучи глубоко убежденным, в том, что консолидация разрозненной племенной структуры в единое централизованное унитарное государство, его успешное политическое развитие возможно юридическими средствами Аманулла инициировал принятие первой в истории Афганистана Конституции, Уголовного кодекса и целого ряда законов, что способствовало повышению авторитета шаха и престижа страны в глазах исламского мира.

В 1919г. шах Аманулла-хан учредил не только государственные награды, но и ввел статуты наград, в которых определил критерии награждений, старшинство орденов и медалей т.д. На ряду с новыми орденами Независимости, Звезды, Верности, Великого Хана и За Храбрость, были сохранены ранее учрежденные ордена Солнца и Вождя, хотя и с измененным внешним видом.

14Кроме того, шах учредил ряд медалей (Верность, Смелость, Честность, Почёт, Отвага, Заслуги), не связанных с конкретными событиями. Награждения этими медалями производились за гражданские и военные заслуги в соответствии со статутами.

После окончания Первой мировой войны и приобретения независимости Афганистаном шах Аманулла-хан рассматривался многими как новый лидер мусульман всего мира. Стараясь подчеркнуть свои претензии на лидерство он учредил новые ордена и медали с гербом, сильно напоминающим герб Османской империи.

В 1923г. шах Аманулла-хан отходит от идеи лидерства и утверждает новый герб Афганистана, который и был утверждён в законе о наградах Афганистана. После утверждения Лойя Джирга новый герб появляется на государственных наградах страны.

Отличительной особенностью наград этого периода является отсутствие золота в наградах.

Впервые в истории страны учреждается медаль для депутатов Лойя Джирга. Причём эта медаль являлась не только «депутатским значком» но и была внесена в список официальных наград и носилась наравне с другими государственными наградами. Впоследствии все медали для депутатов Лойя Джирги сохранили этот статус.

            15Период 1929 – 1960 годов. Во время правления Хабибуллы II[12] (Бача-и-Сакао) старые награды были отменены, а новые не учреждены.

После прихода к власти Надер-шаха наградная система, созданная при эмире Аманулла-хане, была почти полностью восстановлена. Известно, что в существующую наградную систему был добавлен орден За подавление восстания узурпатора.

Для награждения использовали запасы знаков отличия сохранившихся со времён эмира Аманулла-хана. На наградах, имевших герб или тугру эмира Аманулла-хана, они перебивались или заменялись.

Первые годы правления Захер-шаха также не принесли существенных изменений в наградную систему. Единственным заметным событием того времени было изменение герба Афганистана.

В этот период были учреждены несколько новых медалей связанные с важными событиями в жизни Афганистана: подавление восстаний в провинциях Кунар и Пактия, годовщины восстановления независимости и.т.д. Некоторые медали получили степени, которых ранее не имели.

Наградная система стала запутанной и уже не отвечала требованиям времени. Государственные награды этого периода изготавливаются в Афганистане или в Индии.

16Период 1960 – 1973 годов. 9 сентября 1960г. король Афганистана Захер-шах подписал Указ о государственных наградах в котором упорядочил наградную систему Афганистана. В 128 параграфах подробно описаны награды, порядок ношения, порядок представления к наградам и порядок награждения. Впервые афганские награды были официально разделены на военные и гражданские. Кроме того, была введена категория «несвязанных» наград. Награждение этими наградами производилось исключительно королём и не было связано с какими то определёнными заслугами.

Захер-шахом были учреждены новые ордена (Родина, Отчизна, Меча, Просвещения и Успеха), а также медали (Верность, Культура, Посев, Успех, Отчизны, Санитария, Образование и Промышленность).

17В результате проведенной «реформы» в наградной системе Афганистана осталось 7 орденов и 15 медалей. Позже к этим наградам добавляются медали за заслуги в выполнении пятилетних планов, победителям Бускаши в честь знаменательных событий (50- и 55 - летие короля, визит иранского шаха в Афганистан и.т.д.).

            Период Дауда (1973 - 1978). С провозглашение Афганистана Республикой королевские награды не были запрещены или отменены. Ношение их разрешалось и дальше, но новые награждения ими не производились. В этот период были учреждены только две медали: Первая годовщина демократической революции и медаль для депутатов Лойя Джирга.

                        Период Тараки – Амина. В 1979г. в Советском Союзе были изготовлены новые награды для Афганистана (ордена Саурской революции и За Храбрость, а также медали За отличие в охране общественного порядка, За хорошую охрану границ и За отличную воинскую службу).

Сведений о том, были ли приняты какие либо указы о новых наградах и были ли произведены награждения этими наградами, на данный момент отсутствуют. Отличительной чертой наград этого периода является присутствие герба Афганистана с характерной надписью Хальк в центре.

18Период Кармаля (1980 - 1986). С приходам к власти Б.Кармаля и фракции Парчам была создана новая наградная система, частично копирующая советскую. Все старые награды отменялись. В «Официальной газете» от 31 декабря 1980г были опубликованы нормативно-правовые акты, регламентирующие введение новой наградной системы:

- Закон «Об орденах ДРА» от 24 декабря 1980г.;

- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Саурской Революции» от 24 декабря 1980г.;

- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Красное Знамя» от 24 декабря 1980г.;

- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Дружба народов» от 24.12.1980г.;

- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении ордена «Звезда» от 24.12.1980г.;

- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «За отличную воинскую службу» от 24.12.1980г.;

- Указ Президиума Революционного Совета ДРА «Об учреждении медали «За хорошую охрану границы» от 24.12.1980г.;

- Указ Президиума Революционного Совета  ДРА «Об учреждении медали «За хорошую службу» от 24.12.1980г.;

- Указ Президиума Революционного Совета  ДРА «Об учреждении медали «За отвагу» от 24.12.1980г.

19Правительством ДРА было установлено, что ордена и медали являются государственными наградами, вручаемыми за особые заслуги в строительстве нового демократического общества, основанного на принципах мира и свободы, прогресса и справедливости, братства и равенства, за особые заслуги в защите Родины и Саурской революции, а также за иные особые заслуги перед государством и трудовым народом.

Этим же Законом были учреждены:

- за особые заслуги в Саурской революции, защите Родины, укрепления нового общественно-политического и экономического строя, развития и укрепления братской дружбы всех национальностей, народностей и племён, проживающих в единой Родине – Афганистане, развитии дружбы и сотрудничества между народами, укреплении мира и дружбы, заслуги перед государством и трудящимися:

-          орден Красное Знамя;

-          орден Дружбы Народов;

- за особые заслуги в защите Родины и другие военные заслуги:

-          орден Звезда I, II и III степени;

-          медаль За Отвагу;

-          медаль За хорошую службу;

-          медаль За отличную воинскую службу;

-          медаль За хорошую охрану границы.

Что интересно, в Законе орден Саурской революции не упоминается.

20В 1981г. была учреждена высшей наградой ДРА – орден Солнце Свободы, который вручался за:

- выдающиеся заслуги в борьбе за победу Саурской революции, защиту независимости, суверенитета, территориальной целостности ДРА и народовластия в стране,

- выдающиеся достижения в труде на благо развития национальной экономики страны,

- отвагу и мужество в боях с врагами народа и государства.

Кроме того, орденом Солнце Свободы отмечались отличная служба и заслуги в деле укрепления обороноспособности страны, выдающиеся достижения в революционной, государственной, политической и общественной деятельности, заслуги в деле укрепления единства, братства, дружбы между всеми национальностями, племенами и народностями страны.

В 1982г. были учреждены орден Славы и медали Верность и Самоотверженность.

Орденом Слава награждались граждане ДРА, предприятия, учреждения, организации, провинции и города и иностранные граждане за:

- большие заслуги в развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей национальной экономики ДРА,

- выдающуюся государственную и общественную деятельность,

- большие успехи в развитии национальной культуры, литературы и искусства,

- особо плодотворную деятельность по подготовке национальных кадров,

- безупречную работу в государственном аппарате, направленную на всемерное развитие в укрепление завоеваний Саурской революции,

- большие заслуги в защите революционных завоеваний,

- большие заслуги в укреплении экономических и культурных связей ДРА с другими государствами.

21Медали Верность и Самоотверженность вручались за заслуги в труде на благо Родины, в защите революционных завоеваний, в подготовке национальных кадров, в безупречной службе и работе в государственных органах.

Хотя Указ Президиума Революционного Совета ДРА об учреждении ордена За Храбрость был опубликован в 1985г., но встречаются ордена с первым гербом Республики Афганистан (1979г.). В соответствии с Указом орденом За Храбрость награждались военнослужащие Вооружённых Сил ДРА, сотрудники органов Главного управления службы государственной информации при Совете Министров ДРА и Министерства Обороны ДРА, воинские части и соединения, а также иностранные граждане. Награждение орденом За Храбрость производилось за личную храбрость, проявленную в боях, за успешные боевые действия воинских частей и соединений, в результате которых противнику было нанесено поражение или значительный урон, за отвагу и стойкость, проявленные при защите границ ДРА, за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского или служебного долга, в условиях, сопряжённых с риском для жизни, за героизм, проявленный при защите мирного населения, а также государственного и общественного имущества от посягательств врага.

22В целях высшего отличия граждан ДРА и других государств, совершивших героические подвиги во имя защиты завоеваний Саурской революции, свободы, территориальной целостности и независимости ДРА или внесшим выдающийся вклад в укрепление обороны государства, Президиум Революционного Совета ДРА учредил высшую степень отличия за личные заслуги перед государством, - звание Героя Демократической Республики Афганистан и медаль Золотая Звезда.

Герою Демократической Республики Афганистан вручались высшая награда ДРА – орден Саурской Революции, знак особого отличия – медаль Золотая Звезда, Грамота Президиума Революционного Совета ДРА, Книжка Героя ДРА и денежная премия в размере 15 тысяч афгани. В последующих награждениях вместо ордена Саурской Революции вручался орден Солнце Свободы.

                        Период Наджибуллы (1986 - 1992) Принятие 30 ноября 1987г. новой редакции Конституции повлекло не только изменение названия страны – Республика Афганистан, но и изменение государственной символики, что повлекло изменение во внешнем виде некоторых наград. Изменения коснулись орденов Солнце Свободы, За Храбрость и Звезды.

23В период с 1988 по 1990г. включительно, были учреждены награды, связанные с целым рядом исторических личностей, внесших вклад в установление государственности и просвещения, - ордена Махмуд Тарзи, Гази Амир Аманулла-хана, Мирвайс Неека, Сейед Джаммалуддина Афгани и Ахмад шах Баба, и медали Гази Муххамад Аюб Хана, Гази Мир Бача Хана, Малалай, героиня Майванда, Мулы Мушке-Алем Андара, Гази Амир Мазджидиди Хана. В этот же период были учреждены медали От благодарного афганского народа, 5-лет ВАД, 70-лет восстановления независимости Афганистана, 10-лет Саурской революции, Победа и выслужные медали 5-лет в Вооруженных силах ДРА, 10-лет в Вооруженных силах ДРА, 15-лет в Вооруженных силах ДРА, 20-лет в Вооруженных силах ДРА, Ветеран Вооруженных сил ДРА.

                        Современные награды (1992 – 2005). На данный момент информация о существовании, каких либо наград за время правления правительства моджахедов и Талибан отсутствует. После свержения режима Талибан в Афганистане вновь стали награждать правительственными наградами. Среди первых награждённых были преимущественно солдаты и офицеры ISAF. За неимением новых наград, новое правительство воспользовалось некоторыми наградами периода Наджибуллы, внешний вид которых был достаточно нейтральным.

24В 2005г. были учреждены новые награды Афганистана: орден «Ахмад Шах Масуда» и медали «Бойцам сопротивления» и «Почетный учитель».

В настоящий момент готовится издание монографии о наградной системе Афганистана. Мы будем искренне признательны Вам за уточнения и дополнения тех сведений, которые изложены в настоящей статье, а также за любую информацию (фотографии лиц, удостоенных наград Афганистана, фотографий и/или сканов самих наград и орденских книжек, сведениях об истории создания наград), которая позволит создать целостную картину наградной системы Афганистана.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий